Как управлять оборотными средствами компании?

Как управлять оборотными средствами компании?

Оборотные средства – основа любого бизнеса, обеспечивающая полноценное функционирование предприятия. Так давайте научимся ими правильно управлять!

Ситуация в современном экономическом мире диктует жесткие правила выживания. Резкое урезание кредитования и скачкообразная инфляция заставляют задуматься о рациональном использовании оборотного капитала. Проанализируем, на чем важно заострить внимание, управляя средствам в условиях кризиса.
Оборотные средства компании — это её кислород. Если его не хватает, то кислородная подушка в виде дорогих кредитов, заберет часть прибыли и пошатнет финансовую стабильность бизнеса.

Мало хорошего и при раздутом оборотном капитале. Это прямое указание на необходимость использовать средства для новых проектов.

Ряд факторов, которые необходимо учитывать при разработке стратегии управления оборотными средствами:

1. Сфера деятельности. Компания, занимающаяся управлением сетью гостиниц, будет иметь минимальные оборотные активы в структуре валюты баланса. А оптовики, вероятнее всего, будут иметь больше чем 50% активов в обороте.

2. Уровень развития бизнеса.  В период расширения, компаниям приходится поддерживать разнообразный ассортимент и предлагать кредитование для удержания заинтересованности клиентов. Практика западных, активно развивающихся фирм, указывает на то, что банкротства в 75% случаев случаются из-за неэффективного распределения оборотного капитала.

3. Инфляция. Пугающая инфляция заставляет компании увеличивать запас продукции, и это провоцирует преобладание запасов в структуре оборотных средств. Но при данной ситуации на рынке, эти шаги оправдывают себя, — рост стоимости товара возмещает обесценивание денежных единиц и расходы на содержание запасов.

4. Сезонные колебания. Есть ряд отраслей, зависящих от периодов года. По наблюдениям, в сфере производства прохладительных напитков, таких как — квас, период падения спроса приходится на осень и зиму, а значит — растет дебиторская задолженность клиентов. А с мая по начало сентября возрастают товарные запасы.

5. Зависимость от конкуренции. Конкуренция диктует периодичность отсрочек по платежам. Когда конкуренция максимально жесткая, компании приходится держать раздутые оборотные активы. Монополисты же, находятся в прямо противоположной ситуации.

Чтобы планирование оборотного капитала было наиболее эффективным, необходимо учитывать все вышеперечисленные аспекты. Не стоит исключать и проведение анализа потребностей и стратегий. Компания должна иметь собственную политику управления оборотными средствами.

Существует сложившаяся матрица в отношении управления активами, — бразды правления находятся в руках финансового и генерального директоров. Но в реале финансовый сектор управления может столкнуться с сопротивлением подразделений: отделы продаж, IT — службы, а также производственные отделы, имеющие влияние на составные оборотного капитала.

Чтобы управление оборотными активами было успешным, необходимо:

  1. Назначить определенное подразделение или же специалиста в сфере финансов и экономики, ответственным за управление оборотными средствами компании. На крупных фирмах или предприятиях есть смысл иметь в штате специальную службу управления.
  1. Прописать целевые показатели эффективности, чтобы оценка управления «обороткой» была наглядной. Пул показателей будет отражать динамику происходящих процессов.

Для кредиторской задолженности, для примера, нужно фиксировать следующие показатели:

  • Период оборота задолженности
  • Её структуру (просроченность, доля долгосрочных и краткосрочных обязательств)
  • Стоимость обслуживания долга
  • Время просрочки
  1. Существует два пути утверждения целевого значения параметров.

Первый — это пересмотр всех показателей, расчет оптимально целесообразного объема «оборотки» и определение для каждого направления и филиала бизнеса нормативной дебиторской и кредиторской задолженности, а также запасов.

   Второй — это определить значение показателей на текущий момент. Последующие действия должны выстраиваться на основе поступательных улучшений. В идеале, каждый филиал, ответственный за показатель должен предложить решение по улучшению.

  1. Контроль параметров. В схеме контроля над отклонениями используется принцип установки колеи для каждой характеристики. Допустимые отклонения должны быть в пределах этой колеи, в случае несоблюдения границ необходимо вмешательство.

Нетрудно предположить, что процесс оптимизации оборотных средств многоэтапный и трудоемкий. И чтобы добиться устойчивого долгосрочного эффекта, необходимо наладить организационную структуру с четко прописанными обязанностями сотрудников.

Анастасия Лущик
Лущик Анастасия Анатольевна — помощник Вихарева Сергея. Работает в компании Pardtechonlogy. Занимается переводами и публикациями материалов для сайта sbs7.ru.
 -2

Вам так же может понравится

Бухгалтерия 0 Comments

Антикризисные советы

В кризис многие из нас оказались в сложной ситуации. Кто-то потерял свой бизнес, а у кого-то сильно снизились доходы. В это нелегкое время нам необходимо затянуть пояса потуже. И сегодня

Финансы 0 Comments

Как внедрить бюджетирование в компании: 13 вредных советов

Тема бюджетирования вовсе не новая для российских компаний. Тем не менее, на многих российских предприятиях, к сожалению, бюджетирования нет. Точнее оно не работает или работает не эффективно. И если вы решили

Управление проектами 0 Comments

Составляем бизнес-план: 10 полезных подсказок

Бизнес-планирование предпринимательской деятельности сугубо важно для достижения финансового успеха. Современный предприниматель должен владеть навыками определения перспективы развития своего предприятия, обосновывать целесообразность получения банковских кредитов и привлечения инвестиций и быть готовым