Мегатренды в логистике: Часть 1

Мегатренды в логистике: Часть 1

Какие факторы оказывают существенное влияние на тенденции в логистике? К ним можно отнести логистические рынки, новые технологии, таможенные границы, человеческий фактор, инновации.

Данная публикация начинает цикл статей, написанных на основе материалов мастер-класса «Мегатренды в логистике» Вольфганга Штольцле, профессора кафедры«Управление логистикой» Университета Санкт-Галлен Германии.

Логистические рынки

Оборот логистического рынка Швейцарии составляет около 38 млрд. швейцарских франков. В этой сфере работают 174 тысячи человек. Эти цифры могут показаться смешными, ведь в России работают значительно больше. Но если сравнить население Швейцарии, составляющее 8 миллионов человек, с населением России, то можно понять, насколько большое место занимает логистика в швейцарской экономике.

Исследования логистического рынка

Исследование необходимы для сравнения рынков разных стран, получения отправных точек для понимания отрасли заказчиками (промышленность и торговля) и подрядчиками (логистическая отрасль). Важно получить цифры, на основании которых можно планировать принятие стратегических решений и развитие.

Новые технологии

Развитие технологии трехмерной 3D печати идет весьма динамично, и это несет большие изменения в логистическую отрасль. Будет ли в будущем все печататься в 3D принтерах? Будет ли продолжать существовать логистика? Никто не знает, в какой степени технология 3D печати повлияет на логистическую отрасль. Но физические потоки материалов и товаров будут продолжать существовать, потому что полностью заменить логистику цифровыми технологиями невозможно. Однако эти потоки изменятся, и это изменение будет весьма сильно зависеть от того, как будет развиваться технология 3D печати.

Таможенные границы

В Европейский союз входят 28 стран. В Европе таможенных границ, за исключением Швейцарии, нет. Таким образом, тема таможни в Центральной Европе отошла на второй план, кроме тех случаев, когда имеют место экспортные поставки через таможенные границы Евросоюза.

Таможенные границы влияют на логистические структуры. С одной стороны, это тариф. С другой стороны — административные расходы, транзакционные издержки, необходимость в дистрибуционных складских структурах для обеспечения бесперебойности поставок. Все это означает дополнительные издержки.

Человеческий фактор в логистике

Логистика – это человеческий бизнес (people business). Несмотря на автоматизацию и широкое применение технологий, логистика без людей не будет работать. Практически нет других должностей, имеющих такое количество точек контакта на предприятии и с внешним миром, поэтому коммуникации для логистики жизненно важны. Поэтому важно обучать менеджеров процессу коммуникации с другими сферами, разрешению конфликтов. Ведь конфликты в реальной жизни возникают постоянно. И это абсолютно естественно между подрядчиком (логистической отраслью) и заказчиком (торговлей и промышленностью).

Инновационное развитие

Нужно обеспечивать инновационное развитие, причем в самых разных аспектах. Трехмерная печать – всего лишь небольшой пример такого развития. Нужно выстраивать бизнес-модели работы между поставщиками услуг и промышленностью и торговлей. Объект работы логистики — огромное количество товаров широкого потребления. И это требует соответствующего выстраивания цепей логистики. Это огромные задачи и вызовы, стоящие перед нами.

Важно четкое прогнозирование. Нужны стройные структуры сокращения рабочего капитала (working capital). Сокращение издержек — актуальная тенденция, с которой сталкиваются логистические структуры, и над этой задачей нужно работать самим – нельзя передавать кому-то другому. Следует различать цепи поставок и цепи закупок. Глубина цепи создания ценности все время уменьшается, что приводит к появлению совершенно новых задач перед логистикой. Таким образом, затрагиваются и стратегические решения о закупках.

Есть целый ряд новых тем и технологий: системы телематики, поддержки транспортной логистики, обеспечения инфраструктуры, концепции поставок just-in-time, just-in-sequence. Логистика постоянно разрабатывает новые концепции и системы, развивается дальше, в сторону финансирования, оценки и контроллинга. Многие предприятия управляются с точки зрения ориентации на ценности и рентабельность. Вместе с этим логистика не влияет непосредственно на рентабельность и маржу. Если логистика осуществляется на высоком уровне, то о ней и не говорят. Но как только, если у вас пустой склад, дефицит товара, если производственное предприятие не получает сырья, вы почувствуете, что логистика не работает. Но даже при этом вы не можете оценить, какое влияние оказывает логистика в цифрах на рентабельность. И руководство логистическим отделом обычно оценивается именно по этим цифрам, то есть топ-менеджменту нужно доказывать, какой вклад логистика вносит в рентабельность предприятия. Поэтому в сфере финансирования необходимо разрабатывать модели оценки эффективности (или неэффективности) работы логического отдела.

Новое понимание логистики

Логистика сейчас понимается гораздо шире, чем только транспорт и складское хозяйство. Менеджеры занимаются стратегией цепей поставок: каким образом обслуживаются рынки и как они (рынки) дифференцируются по продуктам или группам продуктов. Все это осуществляет логистика для того, чтобы соответствующим образом поддерживать сбыт.

По сравнению с 70-ми годами в логистике произошло значительное развитие. Тогда речь шла о новых подходах к перевалке грузов, транспортировке, хранению. Сейчас мы говорим о менеджменте в области цепи поставок, включающим в себя и логистику. Поэтому правильнее будет спрашивать не о том, останется ли логистика в живых после развития 3D печати, а через пять или восемь лет, возможно, нам придется говорить не о логистике, а исключительно об управлении цепью поставок. Вот так меняются термины и понятия. Содержание дисциплины логистики становится гораздо богаче. Поэтому я с большим интересом смотрю на дальнейшее развитие отрасли. Если посмотреть на США, то примерно лет десять назад был американский союз логистов — Совет менеджеров в области логистики. Он был переименован, и теперь называется «Совет профессионалов по управлению цепями поставок». Мы видим, что в США из названия самого главного отраслевого объединения слово «логистика» фактически исчезло.

Тенденции в логистике

На всех нас влияют основные тенденции в мире логистики. Правда, не все эти тенденции своими корнями находятся в логистике, но, так и или иначе, влияют напрямую на нашу жизнь.

Тенденции часто начинаются в прошлом, без изменений или с некоторыми изменениями проецируются на будущее. Задайте себе вопрос — а это правильный подход? Стоит ли продолжать так делать или наоборот, нужно больше думать о том, как этот тренд будет меняться.

Итак, начнем с основных тенденций. Их важно рассмотреть в начале потому, что на их основе можно делать отдельные выводы о развитии логистики в мире.

Тенденции, основные мегатренды, которые чаще всего обсуждаются в исследованиях, следующие:

Тенденция С чем связана Сфера
Глобализация Конкуренция за рынки Рынок
Устойчивость Устойчивое развитие, окружающая среда и ресурсы Социально-экологическая среда
Стратегические альянсы в цепях поставки Аутсорсинг и сотрудничество Фирмы
Индивидуализм Индивидуализация услуг, удовлетворение нужд Потребитель
Демография Квалифицированный персонал Персонал
Оцифровка (дигитализация) Industry 4.0, Big data, … ИТ

Конечно, есть и другие важные тенденции для логистики. Но в тех 60 исследованиях, которых мы обработали, они упоминались не так часто. Итак, рассмотрим по порядку.

Глобализация

Глобализация связана с тем, как мир развивался за последние 10-15 лет. Таможенные границы Центральной Европе во многом уже исчезли. Это повлияло, как положительно, так и отрицательно, на работу целого ряда предприятий в Центральной Европе. Сейчас там очень высокая проницаемость национальных границ. Границы внутри Европейского Союза стали абсолютно прозрачными, что невероятно облегчает движение товаров и услуг между государствами. Это улучшает благосостояние государств, положительно влияет на экономику. Это можно видеть как в текстильной промышленности, так и в области электроники. Более 90% продуктов, которые можно приобрести в Европе, поставляются с Дальнего Востока. В Центральной Европе практически ничего уже не производится. Все извлекают выгоды от низкой себестоимости производства в странах Дальнего Востока, а также в других регионах.

Сейчас все стараются работать эффективнее, в том числе и в логистике. Рассмотрим пример судов-контейнеровозов. Еще 10-12 назад лет более 6-8 тысяч стандартных 20-футовых контейнеров считалось самым большим, что может привезти крупнейшее судно. Всего несколько месяцев назад со стапелей было спущено судно CSCL Globe.

Судно вмещает 19 тысяч стандартных контейнеров. В Гамбургском порту его уже нельзя разгрузить. Туда он просто не пройдет по осадке. Нужны новые порты. В Роттердаме, например, судно приходится разгружать на рейде, потому что в порт оно войти уже не может.

Это приводит к тому, что расходы на транспортировку, например, одной футболки или МР3 плеера, невероятно снизились. Вот преимущества глобализации. Перед вами открываются новые рынки, марки и бренды, все они работают глобально. Это означает, что мы сейчас живем в глобальном мире. Это касается и сбыта, и закупок. С другой стороны, нужно сокращать расходы там, где все еще есть таможенные границы.

Конкуренция на рынке выглядит совершенно по-другому. Есть отрасли, где совершенно нет конкурентоспособных национальных производителей, в первую очередь в логистике. Это особенно видно в области перевозок сборных грузов. Сейчас логистические компании конкурируют с фирмами из Литвы, Украины, Испании, Греции. Это конкуренты, названия которых раньше никогда не слышали. Это другая сторона медали. Наряду с тем, что глобализация дает много возможностей для логистики, все время растут расстояния и интенсивность перевозок. И тот, кто сумеет этим воспользоваться, сможет увеличить долю на рынке и развивать свой бизнес.

Продолжение следует.

Оригинал статьи находится на сайте http://supplychainrussia.ru

Анастасия Лущик
Лущик Анастасия Анатольевна — помощник Вихарева Сергея. Работает в компании Pardtechonlogy. Занимается переводами и публикациями материалов для сайта sbs7.ru.
 -2

Вам так же может понравится

Транспортная логистика 0 Comments

Тонкости автомобильных грузоперевозок

В современном мире грузоперевозки играют достаточно важную роль. Поэтому компании, которые занимаются перевозкой грузов, популярны и очень нужны. Из-за этого растет и конкуренция. Поэтому сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с

Логистика запасов 0 Comments

Модель оптимального размера заказа (модель Уилсона)

Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила модель экономически обоснованного размера заказа Уилсона.  Предлагаем вам  получше ознакомиться с этой моделью. «В российских

Складская логистика 0 Comments

Основы складской логистики: Зонирование склада

Сегодня представляем вашему вниманию статью про основы складской логистики. Первой задачей при планировании пространства склада является зонирование. Если вы хотите эффективно организовать свое складское хозяйство, то это статья именно для