Процессное управление. Часть 3: Пять уровней процессного управления

Процессное управление. Часть 3: Пять уровней процессного управления

Введение

В различной литературе встречается деление предприятий по уровню внедрённости процессного управления на пять типов:

  • Уровень 1: Процессы не определены
  • Уровень 2: Определены некоторые процессы
  • Уровень 3: Определено большинство процессов
  • Уровень 4: Процессы находятся под управлением
  • Уровень 5: Процессы непрерывно совершенствуются

Статья Процессное управление_4

Данное деление и рисунок взяты из книги Владимира Репина «Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление». Эта модель является немного измененной моделью СММI (R) (Capability Maturity Model Integration), предложенной Beth Chrissis, Mike Konrad and Sandy Shrum в книге «CMMI (R): Guidelines for Process Integration and Product Improvement».

Можно считать такое деление общепризнанным специалистами в процессном управлении.

Также есть шкала зрелости процессного управления, предложенная Gartner:

0 – понимание неэффективности;

1 – знание процессов;

2 – внутрипроцессная автоматизация и контроль;

3 – межпроцессная автоматизация и контроль;

4 – управление цепочкой добавленной стоимости. Имитационное моделирование;

5 – адаптивная структура бизнеса.

В этой части статьи я попытаюсь раскрыть подробнее все пять уровней, чтобы вы смогли понять, где вы находитесь и зачем вам следует двигаться к Пятому уровню.

Уровень 1: Процессы не определены

На этом уровне находиться 99.9 % всех компаний малого и среднего бизнеса. “Культура героев” –очень удачное определение.

Характерные особенности предприятий первого уровня:

  • Руководитель любит решать проблемы перерисовкой структуры компании
  • Сотрудники задерживаются на работе.
  • Не редки авралы
  • Много претензий клиентов
  • Высокая текучка кадров
  • Высокие затраты, в том числе на зарплату
  • У руководителя постоянно звонит телефон, и он работает по 12 часов в сутки (чем страшно гордится и тем вызывает еще больший смех)

В таких компаниях “рулят” люди с высокими зарплатами. Руководители таких предприятий характерны тем, что очень часто считают, что все их проблемы решат какие-то “волшебные” специалисты, которых они вечно ищут.

Для малого и среднего бизнеса архиопасная политика. Если Apple может себе позволить косяки в менеджменте и закроет их великолепными спецами, которые стоят к ним в очередь, то основные массы российского бизнеса обманывают себя, когда думают, что у них будут работать хорошие специалисты. Или мы по-разному понимаем словосочетание «хороший специалист».

Для первого уровня характерно даже не то, что нет прописанных процессов, а то, что вообще в компании нет понимания бизнес-процесса. Есть функции, обязанности, инструкции.

Какие следствия? Дикий хаос, который заливается деньгами и существует благодаря низкой конкуренции, админресурсу или еще чему-нибудь искусственному (например, суперприбыль на контрафакте).

Уровень 2: Определены некоторые процессы

Этот уровень говорит о том, что компании начали интересоваться процессным подходом и впервые для себя открывают удобство работы с процессами. Уже есть понимание что необходимо двигаться, но куда и как пока нет. Как правило, предприятия не долго держатся на этом уровне, так как быстро понимают, что движение к процессному управлению нужно.

Уровень 3: Определено большинство процессов

Компании почувствовали вкус к процессному управлению и активно малюют процессы направо и налево. Часто как попало. Сам такой был. В этом периоде компании начинают преодолевать сопротивление сотрудников к процессному управлению. А как вы думали? “Героям” это не нравится, они чувствуют нутром опасность для себя.

Уровень 4: Процессы находятся под управлением

Вуаля, вы команде сильных. Ваши процессы прописаны, вы начинаете внедрять KPI, вдруг проблем становиться меньше, телефон почти не звонит. Поздравляю, “Марио спас принцессу”.

Уровень 5: Процессы непрерывно совершенствуются

Этот уровень для элиты менеджмента. Вы уже победили на прошлом уровне, вам сюда не обязательно. На этот уровень не забраться без системного подхода к управлению компанией в целом. И самое главное, без правильного стратегического менеджмента, который включает в себя управление идеологией. Одного процессного подхода тут мало.

Характерные особенности предприятий пятого уровня:

  • Дикая масштабируемость
  • Качество работы, способное поспорить с Mercedes и Toyota
  • Процессное мышление культивируется у каждой уборщицы
  • Открываются ресурсы для творчества и инноваций
  • Менеджмент ходит задрав нос перед коллегами и подрабатывает консалтингом
  • Руководитель управляет несколькими компаниями из бассейна (шутка)
  • Текучки почти нет, она только в виде естественного отбора
Сергей Вихарев
Вихарев Сергей Владимирович — предприниматель, автор системы управления персоналом PARD и обучающих курсов для предпринимателей. Участник и член правления международной организации предпринимателей EO Russia.
Сергей возглавляет группу компаний «ПАРД», куда входит 5 компаний — в области логистики, управленческого консалтинга, производства, финансовых услуг, а также школа менеджмента «PardSchool», успешно внедряющая новые стандарты корпоративного обучения.
 -2

Вам так же может понравится

Управление процессами 0 Comments

Как запустить бизнес-процесс с сайта с помощью ATLAS BPM

В ATLAS BPM, вы можете привязать любой бизнес-процесс к форме на сайте. Это открывает огромные возможности по повышению результативности интернет-маркетинга. Запишитесь на демонстрацию, попробуйте как это работает 🙂  Записаться Сергей

Управление процессами 0 Comments

Незаметная революция в менеджменте

Именно сейчас, в наше время, в мире менеджмента происходит революция. Она началась с появления профессии менеджера как таковой и продолжается сейчас, когда управленцам стали доступны огромные массивы данных. Эта революция

Менеджмент 0 Comments

Вебинар «Система управления бизнес-процессами»

Дорогие друзья! Рады сообщить вам, что 25 ноября в 15:15 Сергей Вихарев проведет вебинар «Система управления бизнес-процессами». Зарегистрироваться можно здесь  Что дает процессное управление? 1. Снижение вариативности в результатах 2. Повышение качества исполнения