Процессное управление. Часть 3: Пять уровней процессного управления

Процессное управление. Часть 3: Пять уровней процессного управления

Введение

В различной литературе встречается деление предприятий по уровню внедрённости процессного управления на пять типов:

  • Уровень 1: Процессы не определены
  • Уровень 2: Определены некоторые процессы
  • Уровень 3: Определено большинство процессов
  • Уровень 4: Процессы находятся под управлением
  • Уровень 5: Процессы непрерывно совершенствуются

Статья Процессное управление_4

Данное деление и рисунок взяты из книги Владимира Репина «Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление». Эта модель является немного измененной моделью СММI (R) (Capability Maturity Model Integration), предложенной Beth Chrissis, Mike Konrad and Sandy Shrum в книге «CMMI (R): Guidelines for Process Integration and Product Improvement».

Можно считать такое деление общепризнанным специалистами в процессном управлении.

Также есть шкала зрелости процессного управления, предложенная Gartner:

0 – понимание неэффективности;

1 – знание процессов;

2 – внутрипроцессная автоматизация и контроль;

3 – межпроцессная автоматизация и контроль;

4 – управление цепочкой добавленной стоимости. Имитационное моделирование;

5 – адаптивная структура бизнеса.

В этой части статьи я попытаюсь раскрыть подробнее все пять уровней, чтобы вы смогли понять, где вы находитесь и зачем вам следует двигаться к Пятому уровню.

Уровень 1: Процессы не определены

На этом уровне находиться 99.9 % всех компаний малого и среднего бизнеса. “Культура героев” –очень удачное определение.

Характерные особенности предприятий первого уровня:

  • Руководитель любит решать проблемы перерисовкой структуры компании
  • Сотрудники задерживаются на работе.
  • Не редки авралы
  • Много претензий клиентов
  • Высокая текучка кадров
  • Высокие затраты, в том числе на зарплату
  • У руководителя постоянно звонит телефон, и он работает по 12 часов в сутки (чем страшно гордится и тем вызывает еще больший смех)

В таких компаниях “рулят” люди с высокими зарплатами. Руководители таких предприятий характерны тем, что очень часто считают, что все их проблемы решат какие-то “волшебные” специалисты, которых они вечно ищут.

Для малого и среднего бизнеса архиопасная политика. Если Apple может себе позволить косяки в менеджменте и закроет их великолепными спецами, которые стоят к ним в очередь, то основные массы российского бизнеса обманывают себя, когда думают, что у них будут работать хорошие специалисты. Или мы по-разному понимаем словосочетание «хороший специалист».

Для первого уровня характерно даже не то, что нет прописанных процессов, а то, что вообще в компании нет понимания бизнес-процесса. Есть функции, обязанности, инструкции.

Какие следствия? Дикий хаос, который заливается деньгами и существует благодаря низкой конкуренции, админресурсу или еще чему-нибудь искусственному (например, суперприбыль на контрафакте).

Уровень 2: Определены некоторые процессы

Этот уровень говорит о том, что компании начали интересоваться процессным подходом и впервые для себя открывают удобство работы с процессами. Уже есть понимание что необходимо двигаться, но куда и как пока нет. Как правило, предприятия не долго держатся на этом уровне, так как быстро понимают, что движение к процессному управлению нужно.

Уровень 3: Определено большинство процессов

Компании почувствовали вкус к процессному управлению и активно малюют процессы направо и налево. Часто как попало. Сам такой был. В этом периоде компании начинают преодолевать сопротивление сотрудников к процессному управлению. А как вы думали? “Героям” это не нравится, они чувствуют нутром опасность для себя.

Уровень 4: Процессы находятся под управлением

Вуаля, вы команде сильных. Ваши процессы прописаны, вы начинаете внедрять KPI, вдруг проблем становиться меньше, телефон почти не звонит. Поздравляю, “Марио спас принцессу”.

Уровень 5: Процессы непрерывно совершенствуются

Этот уровень для элиты менеджмента. Вы уже победили на прошлом уровне, вам сюда не обязательно. На этот уровень не забраться без системного подхода к управлению компанией в целом. И самое главное, без правильного стратегического менеджмента, который включает в себя управление идеологией. Одного процессного подхода тут мало.

Характерные особенности предприятий пятого уровня:

  • Дикая масштабируемость
  • Качество работы, способное поспорить с Mercedes и Toyota
  • Процессное мышление культивируется у каждой уборщицы
  • Открываются ресурсы для творчества и инноваций
  • Менеджмент ходит задрав нос перед коллегами и подрабатывает консалтингом
  • Руководитель управляет несколькими компаниями из бассейна (шутка)
  • Текучки почти нет, она только в виде естественного отбора
Сергей Вихарев
Вихарев Сергей Владимирович — предприниматель, автор системы управления персоналом PARD и обучающих курсов для предпринимателей. Участник и член правления международной организации предпринимателей EO Russia.
Сергей возглавляет группу компаний «ПАРД», куда входит 5 компаний — в области логистики, управленческого консалтинга, производства, финансовых услуг, а также школа менеджмента «PardSchool», успешно внедряющая новые стандарты корпоративного обучения.
 -2

Вам так же может понравится

Облачные технологии 0 Comments

Как выбрать систему для управления делами?

Мы все чаще задумываемся о том, как тратить невосполнимое время нашей жизни с большей пользой. Как лучше организовать время. Как успевать больше за отведенный срок. И даже если вы не

Менеджмент 0 Comments

Создаем личную формулу успеха

Любящие родители всегда стараются находить верные ответы, когда их дети познают мир. Вопросы не имеют признаков, хорошие они или плохие, умные или глупые. Такие атрибуты присущи только ответам на них. Люди, которые стремятся

Менеджмент 0 Comments

Процессное управление. Часть 4: Кейс кредитной организации

Четвертую часть статьи о процессном управлении, я избавлю от теории и приведу в пример конкретный кейс, по оформлению кредитного договора и поручительства. Один клиент поставил перед нами локальную задачу –