Регламент рабочего дня или “Business before pleasure”

Регламент рабочего дня или “Business before pleasure”

Перекуры и перекусы, разминка и променад по соседним отделам, перерыв на пару срочных личных звонков, и еще бесконечный список “важных” дел во время рабочего дня… Как сохранить баланс между работой и отдыхом? На что следует обратить внимание при составлении регламента рабочего дня офисных сотрудников?

Закон рекомендует

Полистав трудовой кодекс РФ, выясняем, что в течение рабочего дня или смены, работник имеет право на перерыв для обеда и отдыха, не меньше 30 минут, и не больше двух часов. Это время не включается в рабочее. Более точная продолжительность обеденного перерыва регламентируется работодателем.

В большинстве организаций на обед отводится 1 час, и т.к. он не оплачивается, то может расходоваться абсолютно по усмотрению работника. Если с основным обедом, который установлен обычно через четыре часа, после начала работы, все более или менее понятно, то с “пятиминутками” еще предстоит разобраться.

Трудно представить офисного работника без работы за компьютером. И именно потому, в его рабочем дне существуют “отдушины”. Законодательство рекомендует: для предупреждения утомляемости работников, пользующихся персональным компьютером, чередовать формат работы, меняя деятельность с использованием ПК, на деятельность без него.

Если же формат деятельности таков, что требует постоянного взаимодействия с ПК, то перерывы, продолжительностью 10-15 минут, должны организовываться через каждый час.

Безусловно, перерывы необходимы для снижения нервно-эмоционального напряжения, для расслабления зрительных мышц и борьбы с гиподинамией. И прогулка по коридору, чашка чая и короткий релакс в комнате отдыха помогут облегчить рабочий день.

Реальный мир диктует

В идеальном мире, все сотрудники работают на благо компании с одинаковым рвением, и отдыхают, только чтобы восстановить силы организма для последующей работоспособности. Но, увы, между идеальным миром и реальным не стоит знак равенства.

В реальном мире сотрудников можно поделить на две категории: трудоголики и любители перекуров. Понятно, что если первые — товарищи инициативные, и выполнив свою часть работы, ищут, что можно улучшить в повседневной деятельности компании, ставят задачи и решают накопившиеся проблемы, помимо регламентированных обязанностей, то вторых, в рамки законодательства о труде и отдыхе, встроить проблематично. Выполнив работу в пределах функционала, они серфят соцсети, пьют чай и “налаживают связи с общественностью”.

Рассмотрим перерывы. Их длительность для сотрудников, работающих за компьютером, может быть от 50 до 90 минут, при условии, что рабочий день в офисе составляет 8 часов. Как правило, сведения о перерывах прописаны нормативными актами компании, в форме трудового распорядка или приказа руководителя. При принятии на работу, новых сотрудников следует оповещать о регламенте труда и отдыха, взяв с них письменное заверение. В случае изменения принятых правил, коллектив также должен быть официально уведомлен. Невыполнение принятых правил несет за собой вынесение дисциплинарного взыскания, а при регулярном нарушении — увольнение.

Перерывы лучше прописывать. Можно строго указать их периодичность, как например — “ в начале каждого второго часа, по 15 минут” или же сделать их плавающими. Для контроля времени отсутствующего работника, существуют всевозможные сервисы учета рабочего времени — от программ установленных на персональный компьютер сотрудника до корпоративных инфосистем. Но можно и по старинке — стикер, с указанием времени перерыва.

С курящим персоналом, ситуация сложнее. Считать ли время на “перекур” в общее число перерывов? И как противостоять частым отлучкам курильщиков?

Есть разные практики борьбы с этим явлением. Часть работодателей вводят запрет на курение на территории предприятия. Но тут есть риск побегов “за угол” и опозданий.

Понизить за это зарплату, значит нарушить права гражданина. А вот доплатить некурящим, это тема! Тем более что, в некоторых компаниях это успешно практикуется. Есть вариант — увеличения рабочего дня курильщика, на длительность его перекуров. И этот вариант тоже вполне жизнеспособен.

Подведение итогов

Итак, резюмируем правила, с помощью которых можно навести порядок в графике работы коллектива:

  • Распорядок труда и отдыха для всех работников един.
  • Распорядок должен быть составлен грамотно, с учетом продолжительности рабочего дня, чередования выходных и рабочих дней и учетом характера труда (работа в офисе или производство, применение ПК и прочие факторы).
  • Ознакомить (под роспись) коллектив с документами, прописывающими рабочий регламент.
  • Внедрить систему контроля рабочего времени. Система должна быть доступной и понятной сотрудникам.

И не забываем, что перерывы действительно необходимы. Причем не хаотичные, а через определенный установленный период. Рабочий процесс “от звонка до звонка” — менее эффективен, чем тот, в котором правильно сбалансированы работа и отдых.

Потому, важно выбрать индивидуальную схему, подходящую именно для вашей компании и коллектива, в которой и делу было бы время, и потехе — час!

Читайте также:

Анастасия Лущик
Лущик Анастасия Анатольевна — помощник Вихарева Сергея. Работает в компании Pardtechonlogy. Занимается переводами и публикациями материалов для сайта sbs7.ru.
 -2

Вам так же может понравится

Мотивация персонала 0 Comments

Как предотвратить истощение сил сотрудников?

Лексикон современного трудоголика пополнился новым понятием — «эффект выгорания». Давайте попробуем разобраться, как не допустить распространения этого явления в вашем коллективе. Истощение сил много работающего человека, в наше время —

5 советов интроверту для успеха в работе

Вы интроверт? Это не приговор для развития удачной карьеры. Постигайте себя и применяйте на практике советы, которые помогут чувствовать себя увереннее в покорении амбициозных вершин. Когда мы слышим термины интроверт

Продажи 0 Comments

Чему учить менеджера по продажам? Часть 3: Менеджер по лояльности

Хочу донести до вас главную мысль всех трех частей — обучение тесно связано с бизнес-процессами, которые исполняют менеджеры. Формирование программы обучения происходит, только отталкиваясь от ясного понимания исполняемых процессов. В