Регламент рабочего дня или “Business before pleasure”

Регламент рабочего дня или “Business before pleasure”

Перекуры и перекусы, разминка и променад по соседним отделам, перерыв на пару срочных личных звонков, и еще бесконечный список “важных” дел во время рабочего дня… Как сохранить баланс между работой и отдыхом? На что следует обратить внимание при составлении регламента рабочего дня офисных сотрудников?

Закон рекомендует

Полистав трудовой кодекс РФ, выясняем, что в течение рабочего дня или смены, работник имеет право на перерыв для обеда и отдыха, не меньше 30 минут, и не больше двух часов. Это время не включается в рабочее. Более точная продолжительность обеденного перерыва регламентируется работодателем.

В большинстве организаций на обед отводится 1 час, и т.к. он не оплачивается, то может расходоваться абсолютно по усмотрению работника. Если с основным обедом, который установлен обычно через четыре часа, после начала работы, все более или менее понятно, то с “пятиминутками” еще предстоит разобраться.

Трудно представить офисного работника без работы за компьютером. И именно потому, в его рабочем дне существуют “отдушины”. Законодательство рекомендует: для предупреждения утомляемости работников, пользующихся персональным компьютером, чередовать формат работы, меняя деятельность с использованием ПК, на деятельность без него.

Если же формат деятельности таков, что требует постоянного взаимодействия с ПК, то перерывы, продолжительностью 10-15 минут, должны организовываться через каждый час.

Безусловно, перерывы необходимы для снижения нервно-эмоционального напряжения, для расслабления зрительных мышц и борьбы с гиподинамией. И прогулка по коридору, чашка чая и короткий релакс в комнате отдыха помогут облегчить рабочий день.

Реальный мир диктует

В идеальном мире, все сотрудники работают на благо компании с одинаковым рвением, и отдыхают, только чтобы восстановить силы организма для последующей работоспособности. Но, увы, между идеальным миром и реальным не стоит знак равенства.

В реальном мире сотрудников можно поделить на две категории: трудоголики и любители перекуров. Понятно, что если первые — товарищи инициативные, и выполнив свою часть работы, ищут, что можно улучшить в повседневной деятельности компании, ставят задачи и решают накопившиеся проблемы, помимо регламентированных обязанностей, то вторых, в рамки законодательства о труде и отдыхе, встроить проблематично. Выполнив работу в пределах функционала, они серфят соцсети, пьют чай и “налаживают связи с общественностью”.

Рассмотрим перерывы. Их длительность для сотрудников, работающих за компьютером, может быть от 50 до 90 минут, при условии, что рабочий день в офисе составляет 8 часов. Как правило, сведения о перерывах прописаны нормативными актами компании, в форме трудового распорядка или приказа руководителя. При принятии на работу, новых сотрудников следует оповещать о регламенте труда и отдыха, взяв с них письменное заверение. В случае изменения принятых правил, коллектив также должен быть официально уведомлен. Невыполнение принятых правил несет за собой вынесение дисциплинарного взыскания, а при регулярном нарушении — увольнение.

Перерывы лучше прописывать. Можно строго указать их периодичность, как например — “ в начале каждого второго часа, по 15 минут” или же сделать их плавающими. Для контроля времени отсутствующего работника, существуют всевозможные сервисы учета рабочего времени — от программ установленных на персональный компьютер сотрудника до корпоративных инфосистем. Но можно и по старинке — стикер, с указанием времени перерыва.

С курящим персоналом, ситуация сложнее. Считать ли время на “перекур” в общее число перерывов? И как противостоять частым отлучкам курильщиков?

Есть разные практики борьбы с этим явлением. Часть работодателей вводят запрет на курение на территории предприятия. Но тут есть риск побегов “за угол” и опозданий.

Понизить за это зарплату, значит нарушить права гражданина. А вот доплатить некурящим, это тема! Тем более что, в некоторых компаниях это успешно практикуется. Есть вариант — увеличения рабочего дня курильщика, на длительность его перекуров. И этот вариант тоже вполне жизнеспособен.

Подведение итогов

Итак, резюмируем правила, с помощью которых можно навести порядок в графике работы коллектива:

  • Распорядок труда и отдыха для всех работников един.
  • Распорядок должен быть составлен грамотно, с учетом продолжительности рабочего дня, чередования выходных и рабочих дней и учетом характера труда (работа в офисе или производство, применение ПК и прочие факторы).
  • Ознакомить (под роспись) коллектив с документами, прописывающими рабочий регламент.
  • Внедрить систему контроля рабочего времени. Система должна быть доступной и понятной сотрудникам.

И не забываем, что перерывы действительно необходимы. Причем не хаотичные, а через определенный установленный период. Рабочий процесс “от звонка до звонка” — менее эффективен, чем тот, в котором правильно сбалансированы работа и отдых.

Потому, важно выбрать индивидуальную схему, подходящую именно для вашей компании и коллектива, в которой и делу было бы время, и потехе — час!

Читайте также:

Анастасия Лущик
Лущик Анастасия Анатольевна — помощник Вихарева Сергея. Работает в компании Pardtechonlogy. Занимается переводами и публикациями материалов для сайта sbs7.ru.
 -2

Вам так же может понравится

Обучение персонала 1Comments

Антиложная терапия. Ложь во имя добра или?

Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью, но все, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае это — злостный

Мотивация персонала 0 Comments

Послание моему начальнику: Перестань пытаться мотивировать меня

Комментарий PardTechnology: Статья построена в виде письма сотрудника руководителю. Очень наглядно показывает нам руководителям на неправильную тактику мотивации. И дает некоторые советы — простые и эффективные. Уважаемый руководитель! Пожалуйста, прекратите

Менеджмент 2 комментария

10 советов о том, как стать лучшим лидером

Как бы вы описали сильного лидера? В одном исследовании лидерства, такие качества, как уверенность в себе, ответственность и добросовестность — были названы наиболее важными. Исследования ясно показывают, что трансформационные лидеры