Видение логистики будущего

Видение логистики будущего

«В последние годы наш мир меняется все быстрее. Предсказать, какой станет жизнь вокруг нас, все сложнее – для этого необходимо расширять горизонты и рассматривать возможные альтернативные пути развития. Разрабатывать жизнеспособные стратегии и выбирать правильный курс, можно только с пониманием различных перспектив», — Франк Аппель, генеральный директор Группы компаний Deutsche Post DHL.

Содержание:

1. Что влияет на логистику будущего?

1.1. Расширение ассортимента товаров, требований к качеству, кастомизированное потребление.

1.2. Глобализация, развитие таможенных союзов.

1.3. Распространение информационных технологий.

2.  Несколько направлений развития логистики:

2.1. Новые способы интеграции, аутсорсинга, сотрудничества и конкуренции.

2.2. Автоматизация управления.

2.3. Автоматизация, как замена ручного труда.

2.4. Беспилотный транспорт.

3. Заключение.

1. Что влияет на логистику будущего?

На логистику влияет многое, но я решил в этом материале остановиться на трех факторах влияния, которые нам кажутся наиболее важными.

1.1. Расширение ассортимента товаров, требований к качеству, кастомизированное потребление

На протяжении долгого времени мы наблюдаем значительный рост требований людей к качеству, количеству и набору свойств продукта (как бы мы к этому не относились, по-видимому, эта тенденция продолжится). Каждый день придумываются и запускаются в производство многие тысячи новых товаров. При этом рост количества новых товаров сопровождается сокращением их жизненного цикла.

Все большие темпы набирает спрос на экологически чистые, органические продукты питания.

“Сегодня органическое сельское хозяйство (ОСХ) – мировой тренд, оно практикуется в 160 странах мира. В 84 странах действуют собственные законы об ОСХ, в десятках стран такие законопроекты разрабатываются. По данным International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM), в 2000-2012 годах мировой рынок экологических продуктов вырос с $18 млрд. до $65-67 млрд. По прогнозам аналитиков к 2020 году мировой рынок составит уже $200-250 млрд. Это самый быстрорастущий рынок в сфере материального производства. Для России, обладающей наибольшим в мире потенциалом в сфере органического сельского хозяйства, решение вопросов в данном секторе АПК в настоящее время имеют огромное значение для развития сельского хозяйства России в целом”,– считает  Союз Органического земледелия (Россия). (http://sozrf.ru)

“Несмотря на проблемы, которые сегодня охватили глобальную экономику, мировой рынок органических продуктов продолжает неуклонно расти. Так производство органических продуктов питания в одной только Германии должно в ближайшее время вырасти на 10%. Эта страна, наряду с Италией и рядом других, является одним из крупнейших производителей эко продуктов в мире. Самыми крупными рынками потребления таких продуктов являются США и Япония, где потребление органических продуктов увеличивается почти в геометрической прогрессии”. (Мичела Коли, менеджер международных проектов итальянского органа по добровольной экологической сертификации ICEA).

Совсем недавно появился целый класс новых продуктов – “цифровые товары”, который по оборотам превышает во много раз некоторые традиционные товары.

“Объем российского рынка цифровых товаров – фильмов, книг, игр, музыки — составил в 2013 г. 41,9 млрд. рублей, что на 30% больше, чем годом ранее”. (http://www.gazeta.ru/tech/2014/03/04_a_5935669.shtml)

Помимо роста производства массовых товаров, растет кастомизация товаров.

Генеральный директор DHL Франк Аппель считает: “Растет индивидуализированное потребление. Человек получает возможность создавать и разрабатывать собственные продукты, и немалую роль в этом процессе играют 3D-принтеры. Такая тенденция приводит к росту региональных торговых потоков – глобальными остаются только торговля сырьем и передача данных. Кастомизация и региональное производство сопровождаются децентрализацией энергопотребления и управления инфраструктурой.”

1.2. Глобализация, развитие таможенных союзов

На наших глазах формируются новые экономические образования, которые будут влиять на логистику в ближайшие десятилетия.

Мы с вами наблюдаем становление и развитие Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Цели этих организаций звучат так:

  • Формирование единого экономического пространства, предусматривающее эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических, информационных систем (из договора о Таможенном союзе).
  • Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования. Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки. Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы. (Из договора ЕврАзЭс)

Другим примером экономического и политического союза является Европейский Союз.

“Таможенные границы Центральной Европе во многом уже исчезли. Это повлияло, как положительно, так и отрицательно, на работу целого ряда предприятий в Центральной Европе. Сейчас там очень высокая проницаемость национальных границ. Границы внутри Европейского Союза стали абсолютно прозрачными, что невероятно облегчает движение товаров и услуг между государствами. “ (Вольфганг Штольцле)

Экономическая глобализация дала толчок к росту межстранового сотрудничества, межстранового аутсорсинга, появлению внегосударственныйх бизнес-сетей, направленных на решение общих экономических задач.

“Всемирная конкуренция ведет к чрезвычайно высокому росту интенсивности конкурентной борьбы. Предприятия реагируют на это концентрацией на основном виде деятельности и аутсорсингом услуг по созданию стоимости. Это ведет к снижению своей доли участия в создании стоимости. Снижение доли участия в производстве конечного продукта оказывает существенное влияние на перевозку грузов. Грузовые потоки между предприятиями увеличиваются с увеличением числа предприятий, включенных в цепочку создания стоимости”. (По материалам ‘Jahrbuch Logistik)

1.3. Распространение информационных технологий

Информационные технологии привели не только к появлению “цифровых товаров” и “цифровой логистике” (пример: iTuns, Steam, IVI и др.), но и к появлению новых возможностей получения и обработки информации. Скорость передачи информации, способы передачи позволяют бизнесу получать недоступную ранее информацию.

Появляются новые способы обработки больших массивов данных. Получают все большее распространение технологии, основанные на работе с “Big Data”.

“Одним интересным примером анализа больших данных в режиме реального времени является российский стартап Synqera, который разработал платформу Simplate. Решение основано на обработке больших массивов данных. Программа анализирует информацию о покупателях, историю их покупок, возраст, пол и даже настроение. На кассах в сети косметических магазинов были установлены сенсорные экраны с датчиками, распознающими эмоции покупателей. Программа определяет настроение человека, анализирует информацию о нем, определяет время суток и сканирует базу скидок магазина, после чего отправляет покупателю таргетированные сообщения об акциях и специальных предложениях. Это решение повышает покупательскую лояльность и увеличивает продажи ритейлеров.” (http://www.marketing.spb.ru/lib-research/methods/Big_Data.htm)

Страшным сном любого грузоперевозчика является развитие 3D-печати. Этот способ производства товаров на месте сильно изменит транспортную логистику и повлияет на логистику в целом.

Все эти факторы меняют картину будущего логистики, формируют новые вызовы, новые требования к повышению эффективности управления цепочками поставок. В настоящее время стало труднее строить прогнозы, но я хочу выделить основные направления движения логистики в будущем.

2. Несколько направлений развития логистики

В этой статье я затрону только некоторые направления развития логистики, которые напрямую связаны с появлением новых технологий, стандартов и принципиально новых рынков.

2.1. Новые способы интеграции, аутсорсинга, сотрудничества и конкуренции

Логистика связывает разные компании, клиентов и поставщиков, производителей и аутсорсеров. Благодаря развитию информационных технологий, стало возможным создание “сетей цепочек поставок”.

В будущем, участники цепочки “производитель — потребитель” будут работать в одной связке, а не как отдельные контрагенты, как сейчас. Сигналы на закупку сырья и формирование производственного плана будут поступать напрямую от потребителя во все звенья цепи. И участники сети будут конкурировать за выполнение своей части заказа.

Пример: Человек, используя гаджет, который оценивает его физическое состояние и рекомендует питание, подает сигнал через гаджет, о своем меню на следующую неделю. Информация уходит в виде заказа поставщику продуктов, доставщикам и производителям. Исполнители своей части поставки будут выбираться на конкурентной основе автоматически и в результате прозрачного рейтингования. Вся цепочка поставки запускается софтом и формируется разовая, кастомизированная сеть компаний по выполнению всей суммы заказов потребителя. Такая сеть будет изменчивой и саморазвивающейся.

Это и будут сети цепочек поставок. Все звенья сети не продают друг другу, а сотрудничают и соревнуются для выполнения цели обеспечения потребителя качественными продуктами. Формироваться данные сети будут на основе софтверных платформ.

И именно логистике будущего придется решать эти задачи.

Россия, благодаря географическому положению, ресурсному и интеллектуальному потенциалу, может занять лидирующие позиции в этом процессе на Евразийском континенте.

2.2. Автоматизация управления

Управление это трехступенчатое действие. Оно состоит из трех частей: получение объективной информации об управляемом объекте, принятие решения об управляющем воздействии и самоуправляющее воздействие.

Развитие информационных технологий открыло новые возможности для всех трех ступеней управления. Мы получили возможность собирать гораздо больше информации для принятия эффективных управленческих решений.

Вот некоторые источники данных, которые уже сейчас собираются в логистике:

  • WebLogs (данные о поведении пользователей на сайте): запросы, типы загрузок, бронирования, просмотры товаров и др.
  • Приборы на транспорте: время движения транспорта, температура, целостность груза, место нахождения, скорость передвижения, время отдыха и т.д.
  • Метки на грузе: Исследования в пути и времени ожидания от источника к месту назначения — на дороге, во дворе, на складе.
  • Мобильные устройства: информация об использовании приложения клиентами, партнерами и сотрудниками.
  • Социальные платформы: кто «любит» ваши продукты, кто имеет проблемы, и то, что интересует пользователей.
  • Системы управления складом (WMS) — вся информация о нахождении товаров внутри склада, о работе оборудования и производительности каждого сотрудника в каждый момент времени.

Уже появились способы сбора информации, но только формируются способы правильной обработки информации для принятия решений. Сейчас работа с Big Data доступна в основном крупным логистическим компаниям. В будущем появятся решения, которые сможет использовать каждый желающий.

Но самое главное, что произойдет — это передача принятия решений от человека к управляющему софту.

Программа, на основе множества данных, будет принимать решение об управлении цепочками поставок. Логистика будущего видеться больше, как создание таких систем управления, их внедрение и поддержание.

В этой области российские компании могут поучаствовать в создании платформ, стандартов, систем управления и побороться за лидерство.

2.3. Автоматизация, как замена ручного труда

В настоящий момент все больше получают распространение так называемые “роботизированные склады”, которые обеспечивают складские операции без участия человека. Таким примером является склад компании Amazon. Такие решения производятся компанией  KNAPP (Германия).

Главное, что произойдет через 20 лет, это повышение доступности этих систем и рост возможности автоматизировать любые простейшие бизнес-процессы. А также возможность дистанционного управления распределенными роботизированными частями логистической цепочки.

Представьте склад, который работает вообще без людей. На него за товаром приезжают автомобили без водителей, и управляется все это системами управления на основе BigData. А оператор, который обслуживает этот склад, находится на другом краю страны.

К сожалению, в этом направление Российские компании делают только первые шаги, и им приходиться конкурировать с опытными оппонентами, которые уже претендуют на лидерство в данной области. Мы бы могли поучаствовать в создании систем автоматизации для малых компаний и новых типов процессов.

2.4. Беспилотный транспорт

Беспилотная воздушная транспортировка

В настоящий момент мы наблюдаем зарождение абсолютно нового вида транспортной логистики, такого как доставка грузов по воздуху при помощи дронов.

И в этом вопросе мы можем гордиться тем, что первая коммерческая доставка пиццы по воздуху произошла в России и ее осуществила компания «Коптер Экспресс» в 2014 году.

Сейчас это направление развивают не только в России.

О своем интересе к новому способу доставки заявила компания Amazon:

“Мы рады представить систему Prime Air — будущее системы доставки. Она предназначена для безопасной доставки заказов в руки клиентов за 30 минут или меньше, с помощью небольших беспилотных летательных аппаратов. Ввод Prime Air в эксплуатацию займет некоторое время, но мы сообщим, когда мы получим нормативную поддержку, необходимую для реализации нашего видения”. (http://www.amazon.com/b?ref_=tsm_1_tw_s_amzn_mx3eqp&node=8037720011)

Сдерживает развитие этого рынка, как отсутствие нормативно правовой базы, так и зачаточное состояние связанных технологий и инфраструктуры.

Этот рынок только формируется и российские компании уже вступили в борьбу за лидерство.

Беспилотная авиация развивается не только в области транспортировки, а и в других областях. Но они останутся за рамками статьи о логистике.

Беспилотная автомобильная транспортировка

Происходит стремительное развитие “беспилотных” автомобилей.

“Мы видим, что нет ни одной мировой автомобильной компании, в планах которой существовали бы автомобили с человеком за рулем” (Дмитрий Песков, Директор направления «Молодые профессионалы», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ)).

В настоящий момент идет формирование стандартов связи машин, стандартов взаимодействия софта, нормативной базы и стратегии развития дорожной инфраструктуры.

“Огромным подспорьем в создании стопроцентно работающего автопилота был бы единый, стандартизированный и отказоустойчивый стандарт общения машин между собой и с центрами управления дорожным движением. На данный момент таких не существует, каждая компания тестирует собственные разработки. Но определенные подвижки есть и в этом деле. В январе 2014 года был организован консорциум AdaptIVe, в который вошли 29 компаний из различных автомобильных и научных сфер. В течение ближайших лет они будут работать совместно с представителями правительств, разрабатывать и внедрять единые стандарты. Координирует работу концерн Volkswagen”. (drom.ru)

Рынок беспилотных автомобилей может очень сильно изменить логистическую отрасль. Системы управления цепочками поставок нового поколения получат в свое распоряжение небывалые возможности по оптимизации транспортной логистики.

В этой области, по нашим наблюдениям, еще нет значимого движения, и российские ИТ-компании могут принять участие в формировании этого рынка.

Беспилотные морские перевозки

Замена людей на “автопилоты” в ближайшие десятилетие затронет всю транспортную отрасль. Эта тенденция прослеживается и в морских грузоперевозках.

“Известная британская компания Rolls-Royce планирует в будущем строить крупные морские грузовые суда без экипажей. В Норвегии создан экспериментальный командный пункт для управления беспилотными контейнеровозами.” Об этом сообщила газета Tagesanzeiger.

“Строительство пилотируемых кораблей позволит сэкономить значительные средства. По оценкам экспертов, около 44 процентов текущих расходов по снаряжению в плавание корабля, выпадает на бухгалтерские и консалтинговые услуги, а также на содержание и различные платежи команде. Кроме того, за счет более точного и эффективного электронного управления, уменьшится расход топлива на 15-20 процентов. Можно будет также увеличить объем перевозимого груза”. (RG.RU http://www.rg.ru/2014/02/27/korabli-site.html)

Беспилотными пассажирскими поездами уже никого не удивить, затронет это и грузовые ж.д. перевозки.

3. Заключение

Логистика создает потребительскую ценность только в рамках реализации спроса на товары. Но при этом включает в себя значительную часть формирования себестоимости. Главный вектор развития логистики — это постоянная работа над снижением доли затрат на логистику, в конечной цене товаров для потребителей. Это будет происходить за счет создания новых способов формирования цепочек поставок, и в первую очередь с помощью современных технологий.

Логистика будет отвечать на новые задачи, которые ставят потребители перед поставщиками.

Отдельно хочу остановиться на важности развития нормативно-правового регулирования, которое часто отстает от технологического прогресса. И те страны, которые смогут быстрее реагировать в этой области на запросы рынка, получат преимущество при формировании новых рынков.

В нашей стране сдерживание повышения эффективности логистики, главным образом связано с таможенным законодательством. Не может не радовать развитие Таможенного союза, которое уже показало свое влияние на упрощение и удешевление логистики.

Автор статьи: Вихарев Сергей

Сергей Вихарев
Вихарев Сергей Владимирович — предприниматель, автор системы управления персоналом PARD и обучающих курсов для предпринимателей. Участник и член правления международной организации предпринимателей EO Russia.
Сергей возглавляет группу компаний «ПАРД», куда входит 5 компаний — в области логистики, управленческого консалтинга, производства, финансовых услуг, а также школа менеджмента «PardSchool», успешно внедряющая новые стандарты корпоративного обучения.
 -2

Вам так же может понравится

Логистика 0 Comments

Основы складской логистики: Что такое волновая сборка заказов?

Учет товаров, их хранение и перемещения, сбор заказов и подготовка к отправке, инвентаризация – все эти процессы при недостаточной автоматизации и крупных масштабах теряют управляемость. А управление масштабным складским хозяйством

Логистика 0 Comments

Вебинар «Умный склад»

Предлагаем вашему вниманию видео с вебинара Вихарева Сергея, руководителя компании Pardlogistic, на тему «Умный склад», который состоялся 20.10.2015. В вебинаре рассказывается, что такое «умный склад», какие типовые проблемы существуют в складской логистике

Логистика 0 Comments

Создание логистической стратегии

На сегодняшний день на российском рынке логистика компаний, в основном, не имеет четкой стратегии развития и ограничена лишь исполнением текущих задач. Хотя именно стратегия играет решающую роль в построении эффективного